Гранты на нацмаршруты: как сделать господдержку эффективной
Регионы и туроператоры представили свое видение программы.
Ростуризм впервые анонсировал новый тип грантов — 1,25 млрд рублей выделено на обустройство нацмаршрутов и пляжей. Максимальная сумма на один пляжный проект — 10 млн рублей, на один нацмаршрут меньше — 7,55 млн. При этом каждый регион может претендовать максимум на 12% от общей суммы — 150 млн рублей, из которых 100 млн должны пойти на нацмаршруты, и 50 млн — на пляжи. Profi.Travel обсудил программу с регионами и бизнесом.
На что можно потратить
В случае нацмаршрутов субсидию можно потратить на обустройство и модернизацию рекреационных ресурсов в их составе. В том числе, на адаптацию их для инвалидов, установку знаков навигации и наращивание придорожной инфраструктуры — пунктов общепита, информационных центров и туалетов.
Ряд региональных чиновников высказали сожаление, что в этот список не вошли автобусы — это одна из самых крупных статей расходов.
Гранты — для избранных?
Судя по опросу бизнеса и региональных чиновников, это направление грантов может стать наименее востребованным. Число субъектов, которые могут принять в нем участие, изначально ограничено списком из 21 утвержденного национального маршрута, хотя многие из них межрегиональные. Во-вторых, условия участия в конкурсе существенно изменились, и ряд регионов сомневаются, стоит ли им в принципе подавать заявку.
Так, в первом грантовом конкурсе победителей выбирал сам Ростуризм, а на проекты выделялись только федеральные деньги. В этот раз ведомство на основании предварительных заявок выбирает субъекты, которые затем сами распределяют полученные субсидии в виде грантов. При этом регионы должны разделить финансирование с федерацией, и в некоторых случаях их вклад оказывается весомей. Например, в Сахалинской и Тюменской областях, ХМАО, ЯНАО, Москве и Санкт-Петербурге уровень софинансирования из регионального бюджета составляет от 60 до 95%. Как рассказал Nashe.Travel представитель одного из этих регионов, их участие под вопросом, так как оперативно изыскать нужную сумму непросто.
Критерии отбора победителей среди регионов пока не раскрываются. Однако очевидно, что преимущество будут иметь те, у кого в заявке присутствует наибольшее число разнообразных проектов, направленных на решение главных проблем с туристической инфраструктурой, а также на поддержку детского отдыха.
Что пугает бизнес
Грантополучатели тоже пока не везде выстроились в очередь. В том, что отбор грантов передан на региональный уровень, бизнес видит несколько проблем. Во-первых, за те три месяца, за которые регионы должны провести грантовый конкурс, стоимость проектов может существенно вырасти, и выделенных денег может не хватить. Во-вторых, предприниматели опасаются, что в результате снизится прозрачность отбора и в отдельных регионах власти могут распределить деньги «по своим».
«Арго», туроператор уже утвержденного нацмаршрута, пока сомневается насчет участия в этом направлении грантовой программы. Директор компании Ирина Слесарева пояснила, что все инфраструктурные недоработки в рамках ее нацмаршрута находятся на территории Республики Алтай, где по пути к локациям не хватает придорожного сервиса. Грант мог бы решить эту проблему, но маршрут разработан туроператором Алтайского края, который не может потратить региональные деньги на инфраструктуру в другом субъекте.
По мнению бизнеса, регионам также следует обратить внимание на некоторые нюансы, которые могут помешать реализации проектов. «Пока непонятно, кто должен заниматься, скажем, установкой знаков навигации. Для любых манипуляций на земле требуется разрешение собственника, и не везде это муниципалитет. Мы, туроператоры, не можем обустроить то, что нам не принадлежит», — комментирует инициативу директор компании «Экскурсионная Сибирь» Татьяна Букина, которая участвовала в разработке нацмаршрута «Кузбасс — огонь в сердце».
Не хватает продвижения
По словам директора департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Марии Трофимовой, несмотря на некоторые недоработки, эти гранты имеют все шансы вывести внутренний туризм на новый уровень. Но для этого, помимо придорожной инфраструктуры, средства нужно параллельно тратить и на продвижение тех нацмаршрутов, которые пока не на слуху.
«Нацмаршрут — это прежде всего бренд территории, то, ради чего туда стоит приехать. Пройдя через руки профессионалов, каждый проект преображается, становясь квинтэссенцией всего самого интересного. Благодаря этому у Ростуризма есть понимание, что продвигать на федеральном уровне, а у субъекта — как нарастить турпоток. Но ошибочно думать, что туристы рванут в регион сразу после утверждения маршрута или установки навигации. Над этим нужно ежедневно работать. Мы, например, до сих пор сотрудничаем с экспертами, которые принимали наш маршрут, по созданию новых смыслов», — отметила Трофимова.
Пока остаются вопросы и вероятно некоторые участники рынка будут ждать первых примеров того, как работает программа, но так или иначе финансовая мотивация может привлечь к созданию национальных маршрутов больше внимания и больше участников рынка, которым раньше, возможно, было неинтересно официально оформлять маршрут только ради статуса, а это в свою очередь будет способствовать появлению новых интересных идей.
Фото: hunt-er, Pixabay