Твое следующее путешествие!

Отдых в Крыму — 2023: дешево, но сердито

0 7

Чего ждать от предстоящего сезона на полуострове?

Отдых в Крыму — 2023: дешево, но сердито

Турбизнесу Крыма уже второй год приходится существовать в жестких условиях отсутствия авиасообщения и нестабильной ситуации вблизи границ с Украиной. Profi.Travel узнал у предпринимателей их ожидания на лето-2023.

Как решаются логистические проблемы?

Что касается прогнозов по восстановлению авиасообщения этим летом, то они скорее пессимистичные. «Вряд ли у нас появится авиасообщение с материковой части России по крайней мере к началу сезона — в мае-июне. Для многих людей, которые привыкли передвигаться по России только так, это принципиальный момент. Туристы не готовы ехать далеко, плюс у многих относительно короткие отпуска», — комментирует Борис Зелинский, глава регионального отделения РСТ в Крыму и Севастополе, совладелец туроператора «Кандагар».

Сейчас, по словам представителей турбизнеса Крыма, основная ставка делается на увеличение провозных емкостей со стороны «Гранд Сервис Экспресса», единственной компании, осуществляющей пассажирские железнодорожные перевозки на поездах «Таврида» на полуостров, а также на автотуристов из соседних регионов.

По официальным данным министерства курортов и туризма Республики Крым, если ранее на ж/д-перевозку в Крым приходилось 5-7% турпотока, то в сезоне 2022 года — уже 19%. Таким образом, отдыхающих, которые прибыли на полуостров железнодорожным транспортом, в прошлом году выросло более, чем в 2 раза. И 81% туристов приехали по Крымскому мосту на автомобилях и автобусах.

«В сезоне 2022 года правительством Крыма, министерством курортов и туризма вместе с федеральным правительством при непосредственном участии главы Крыма Сергея Аксёнова были предприняты беспрецедентные усилия по расширению логистических возможностей — это и увеличение количества поездов и направлений в Крым, автобусных и мультимодальных перевозок с использованием „единого билета“. Все это помогло перераспределить турпотоки и снизить дефицит авиасообщения», — прокомментировал Profi.Travel министр курортов и туризма полуострова Вадим Волченко.

Понятно, что это лишь в небольшой степени снизило дефицит авиасообщения, на которое раньше, по оценкам экспертов, приходилось более 80% турпотока. «Мы понимаем, что их (логистических цепочек — прим.ред.) недостаточно. Совместно со структурами Минтранса РФ, компанией-перевозчиком продолжается работа как над увеличением количества составов и направлений, так и над качеством подвижного состава. Особенно важно увеличить количество поездов из важнейшего транспортного узла — Москвы», — отметил министр.

По информации «Гранд Сервис Экспресс», за летний период прошлого года компания перевезла 2,2 млн пассажиров. «В этом году планируем перевезти 3 млн пассажиров с учетом назначения 5 дополнительных поездов из Москвы в Крым», — сообщают в пресс-службе компании, но с оговоркой, что запустят дополнительные составы только при наличии спроса.

Большие надежды турбизнес Крыма также возлагает на автотуристов. Поэтому одна из основных задач, которая сейчас стоит перед властью, — это оптимизация досмотровых процедур безопасности на Крымском мосту. Из-за их усиления уже сейчас, в низкий сезон, это приводит к длительным пробкам. «К отсутствию рейсов в Крым и недостаточному объему ж/д-перевозки добавились еще и проверки на Крымском мосту. Похоже на переход границы: необходимо выйти из автомобиля, машину полностью досматривают, проверяют каждую сумку. В феврале это превратилось в полуторачасовую пробку на подъезде к мосту, а что будет летом…», — задается вопросом глава РСТ, гендиректор туроператора АЛЕАН Илья Уманский. По его словам, сейчас власти полуострова прорабатывают запуск многополосного досмотра, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность моста. Однако пока непонятно, заработает ли такая система к началу туристического сезона.

С другой стороны, учитывая резкое падение спроса на отдых в Крыму из-за близости к границе с Украиной, дефицит перевозки в этом году не будет столь ощутим, считают эксперты. Поэтому наращивать провозные емкости до прежних значений смысла нет.

Как бронируют Крым сейчас и какие прогнозы на лето?

По оценкам представителей турбизнеса, в 2022 году из-за конфликта с Украиной и остановки авиасообщения спрос на отдых в Крыму упал на 50-60%. Если же сравнивать бронирования в январе-феврале этого года с показателями за аналогичный период 2022-го, то падение продаж еще более разительное — примерно на 90%, что вполне объяснимо, учитывая, что в прошлом году в это время еще никто не подозревал о резкой перемене геополитической обстановки и закрытии аэропортов. «Я думаю, по итогам марта падение уже будет не столь глобальным — в пределах 20-30%, так как в марте ситуация уже будет аналогичной прошлому периоду», — считает Борис Зелинский.

Но в сравнении с показателями прошлых лет падение спроса все равно очень существенное. «Если раньше к началу марта уже было забронировано 20-40% отелей на лето, то в этом году плечо бронирования сократилось до минимума», — комментирует председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Стамбульникова.

В то же время, по словам генерального директора компании «Тур Этно» Андрея Пылова, за счет спецпредложений отельеров лучше стали идти продажи в межсезонье. «Активизировался спрос среди местного населения и жителей близлежащих регионов, из которых легко добраться на авто. В прошлом году у нас практически не было продаж в межсезонье, и бронирования шли в глубину на весь период. Сейчас же промежуток от бронирования до начала тура крайне мал», — подчеркивает эксперт.

Более уверенно в плане загрузки себя чувствуют крупные отели уровня 5* — таких объектов в Крыму крайне мало, и они всегда раскупаются в первую очередь. Например, в Mriya Resort & SPA рассчитывают на достаточно удачный сезон. «Среднегодовая динамика общей загрузки курортов региона на фоне геополитического кризиса снизилась, но не столь значительно, насколько могла бы, если бы бизнес и власть не предпринимали усилия по привлечению гостей на полуостров. В весенний период мы ожидаем среднюю загрузку на уровне 80-90%, а в летний период — 95%», — отмечают в пресс-службе отеля.

В целом же по полуострову на сегодняшний день спрос на туры существенно ниже, чем в 2021 году. «В пик сезона мы прогнозируем загрузку объектов размещения, сравнимую с прошлым годом — в районе 40% (максимум — 50-60%)», — говорят в компании АЛЕАН.

Более пессимистичные прогнозы у Бориса Зелинского: «Сейчас многие люди, особенно те, кто планирует отдыхать с детьми, с опаской смотрят в сторону Крыма. У нас уже были прецеденты нанесения ударов беспилотниками. К счастью, туристические зоны и отдыхающие не пострадали. Был подорван Крымский мост. К сожалению, информационный фон для Крыма нехороший. Я думаю, на ближайшие месяцы перспектива по продажам будет значительно хуже, чем в прошлом году». В целом, по его словам, все будет зависеть от развития геополитической ситуации.

«На данный момент основная проблема даже не логистическая. Рынок адаптируется к тому, что есть сложности с транспортной доступностью. Гораздо серьезнее сейчас сдерживают турпоток боевые действия, ведущиеся недалеко от полуострова», — подтверждает Андрей Пылов.

На что рассчитывает турбизнес в Крыму?

Турбизнес Крыма рассматривает два наиболее очевидных варианта развития событий. Худший — эскалация конфликта и перемещение боевых действий на территорию полуострова. «Тогда ни о каком туризме речи вообще не может идти», — отмечают специалисты. Либо сохранение положения дел на уровне прошлого года.

В этом случае основная рабочая стратегия отельеров Крыма — снижение цены и продвижение продукта за счет сопоставления его стоимости с аналогичными предложениями Краснодарского края. «Мы рассчитываем на людей, которые, несмотря на логистические сложности, выберут экономию. Сейчас в Крыму можно отдохнуть и подлечиться в очень приличном санатории по цене в пределах 5 тыс. руб. за двоих в сутки или за 2800 в среднем профсоюзном санатории. Это говорит само за себя. Я не знаю, как у отелей сработает экономика. Наверное, плохо. Но такая стратегия, на мой взгляд, позволит им продержаться в течение сезона, если условия не ухудшатся», — комментирует Андрей Пылов.

На то, что часть туристов в пик сезона переориентируется с курортов Краснодарского края, надеется и Борис Зелинский. Уже сейчас, по его словам, цены там на 30-40% выше, чем в Крыму. С каждой неделей, если тенденция активного бронирования Сочи и и соседних районов сохранится, отдых там будет стоить все дороже и дороже. Через какое-то время не останется мест. И тогда часть туристов все-таки может посмотреть в сторону Крыма«, — считает он.

При этом снижать цены бесконечно — тоже не вариант. Как отмечают в компании АЛЕАН, отельеры полуострова уже работают на грани рентабельности. «Сравнивая сегодняшние цены на размещение, например, в Анапе или Абхазии с тарифами Крыма, можно говорить, что полуостров примерно на 15% дешевле этих регионов. Единственное, что сейчас могут сделать отельеры — создать максимально комфортные условия для автопутешественников. Так, владельцы небольших отелей арендуют соседние участки для парковок, организуют удобный подъезд к своим объектам размещения и стоянки», — отмечают в пресс-службе компании.

В отеле Mriya Resort & SPA в этом году организовали трансфер на автомобилях из близлежащих аэропортов, таких как: Сочи, Ставрополь, Минеральные Воды, а также запустили круиз на премиальной яхте из порта Сочи до Крыма.

По словам Натальи Стамбульниковой, отельеры сейчас стараются использовать разные средства привлечения туристов, расширяя спектр своих услуг. Например, объекты размещения, расположенные в горах, теперь предлагают возить своих туристов на море.

Однако далеко не у всех есть средства на реализацию таких предложений. Так, некоторые отели, которые в «спокойные» времена работали круглогодично, в этом году предпочли не открываться в межсезонье. По оценкам экспертов, таких около 20%. К сезону тоже могут открыться не все.

«Конечно, настроения разные. Все понимают, что нужны дополнительные маркетинговые усилия и затраты на них, для того чтобы загружаться. Поэтому небольшие объекты, у которых маркетинговая составляющая и инфраструктура неразвитые — скорее могут принять решение о том, чтобы не открываться. Это зависит еще и от региона. Больше всего проседает спрос на западный берег Крыма», — отмечает Андрей Пылов.

В целом все сейчас — и бизнес, и туристы — выбрали выжидательную позицию. По словам экспертов, многие объекты размещения будут принимать решение об открытии или наоборот о сохранении «законсервированного» состояния в апреле-мае. Туристам тоже спешить сейчас нет смысла, так как дефицита номерного фонда и резкого роста цен этим летним сезоном в Крыму явно не предвидится.

Фото: Константин Дядюн, unsplash

 

Читайте в Телеграме

 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.