Китай готов конкурировать с Boeing 737 и Airbus A320 собственными самолетами
Китайская государственная компания по производству авиакосмической техники COMAC — Commercial Aircraft Corporation of China — заявила о намерении завоевать в ближайшие годы рынок узкофюзелфжных самолетов Китая и заявить о себе в других странах.
Фото: comac.cc
Новейший китайский узкофюзеляжный самолет, рассчитанный на перевозку 156–190 пассажиров — COMAC C919 — близок к выполнению своих первых коммерческих рейсов. Первый самолет был передан 9 декабря китайской авиакомпании China Eastern Airlines. Чтобы не отставать от спроса, а уже в день официального представления нового лайнера поступило 500 заказов от 21 авиакомпании, китайский аэрокосмический концерн планирует производить до 150 самолетов ежегодно в течение следующих пяти лет. В будущем это позволит Китаю конкурировать с такими признанными «монстрами», как Airbus и Boeing.
На сегодняшний день есть предварительные договоренности на поставку 1 200 самолетов. Среди заинтересованных почти исключительно китайские перевозчики и несколько иностранных лизингодателей. При заявленных темпах на выполнение такого объема уйдет как минимум восемь лет.
В декабре Администрация гражданской авиации Китая CAAC разрешила C919 к поставке и производству после 14 лет разработки. Авиакомпания China Eastern Airlines первой получила узкофюзеляжный самолет и приступила к 100-часовым испытательным полетам, как того требует CAAC, прежде чем начать пассажирские рейсы.
Государственный перевозчик ожидает, что полеты начнутся весной 2023 года, и к этому времени производители должны успеть поставить большее число экземпляров C919 авиакомпаниям. В конечном итоге это обеспечит широкую сеть обслуживания по всей стране.
По мнению экспертов, быстро развивающийся авиационный рынок Китая воспользуется шансом приобрести отечественный узкофюзеляжный самолет, несмотря на то, что в прошлом году Airbus всего за один день разместил в Поднебесной рекордный заказ на 292 самолета.
Несмотря на наличие предварительной заинтересованности, еще предстоит выяснить, какой реальный интерес вызовет C919 за пределами внутреннего рынка. Отчеты свидетельствуют о том, что цена самолета резко возросла по сравнению с первоначальными оценками, что может затруднить его продажу в развивающихся странах (а на что еще может рассчитывать молодой производитель). Однако по мере того, как объемы полетов будут расти и самолет докажет свои достоинства, перспективы могут стать более предсказуемыми.
C919 сравнивают по характеристикам с флагманами узкофюзеляжной гражданской авиации Airbus A320 и Boeing 737. Однако сможет ли китайский новичок составить конкуренцию их многолетнему лидерству?
Boeing уже много лет испытывает трудности в Китае — политическое давление и опасения по поводу безопасности даже привели к тому, что его флагманский 737 MAX почти на четыре года остался без работы. Есть сообщения о возобновлении полетов опального 737 MAX China Southern в середине января, но все помнят, что предыдущие попытки были отменены в последнюю секунду.
А вот Airbus вряд ли почувствует себя ущемленным в ближайшее время. Благодаря тому, что самолеты A321 в настоящее время выпускаются на заводе в Тяньцзине, имеется достаточно большой и стабильный портфель заказов от китайских авиакомпаний. А это означает, что у французского лайнера нет проблем со спросом с внутри Китая.
Тут, правда, есть одно «но». Неизбежно, что правительство начнет отдавать предпочтение своему собственному производителю самолетов. Правда, до тех пор, пока не будут достигнуты необходимые масштабы, Airbus будет продолжать наращивать свое преимущество. TURIZM.RU