За не состоявшийся из-за санкций тур в Египет Роспотребнадзор наказал туроператора
Суд обязал туроператора Pegas выплатить пермяку двукратную стоимость отмененной путевки в Шарм-эль-Шейх. Иск подало краевое Управление Роспотребнадзора, куда мужчина обратился за помощью.
Житель Перми заранее купил тур: 134 тыс. руб. заплатил еще в январе 2022 года, само путешествие было запланировано на март. Практически накануне вылета мужчине сообщили об отмене поездки.
Туроператор и агент пообещали вернуть деньги, но сроков не назвали. После месяца ожидания мужчина обратился в Роспотребнадзор, где и составили исковое заявление. Всего суд обязал выплатить несостоявшемуся туристу более 312 тыс. руб., включая неустойку, моральный вред и штраф. «Решение суда вступило в законную силу», – сообщается в пресс-релизе на сайте пермского Роспотребнадзора.
Очевидно, что отмена поездки произошла не по инициативе туроператора, а из-за последствий санкций против российских авиакомпаний. 5 марта прошлого года в связи с угрозой массового ареста лизинговых самолетов Росавиация рекомендовала остановить рейсы за рубеж, перевозчикам не оставалось ничего другого, кроме как подчиниться. Туроператоры отменили ранее забронированные туры и сосредоточились на срочном вывозе людей с курортов на самолетах, не подпадающих под санкции, – это удалось сделать к началу апреля.
По оценкам отраслевых экспертов, турбизнес потратил до 10 млрд руб., так как кроме организации вывоза пришлось еще и продлевать проживание в зарубежных отелях. Порой в ожидании рейса на родину туристы находились там до трех недель. В мае премьер Мишустин распорядился выделить 6 млрд руб. Ростуризму на компенсации туроператорам. Но из-за проволочек с определением требований к заявкам, а потом и в связи с упразднением Ростуризма туроператорам деньги начали выделять только в конце декабря, причем сумма уменьшилась втрое – до 2,1 млрд. И даже эти деньги, по неофициальной информации туроператоров, еще не поступили на их счета.
Для сравнения: за прошлый год на поддержку авиаотрасли государство потратило 172 млрд руб. Из них 19,5 ушло на компенсации пассажирам, сдававшим авиабилеты.
В отличие от авиакомпаний, турбизнес в течение всего года решал свои проблемы сам. Поэтому неудивительно, что туроператоры не смогли быстро вернуть деньги туристам за несостоявшиеся туры и были вынуждены делать это постепенно. Проблема усложнилась, так как у ряда компаний оставались неисполненные обязательства в связи с пандемией. Тем не менее к концу прошлого года турбизнес уменьшил сумму задолженности в разы: с 40 млрд руб. до 4–5 (по некоторым данным – до 10).
С точки зрения законодательства все это, конечно же, не играет никакой роли – формально турист в этой истории был прав, а туроператор нет. Однако очевидно, что Роспотребнадзор наказал компанию за последствия решений государства, от которых та уже пострадала.
Регуляторам отрасли, к числу которых относится и Роспотребнадзор, необходимо учитывать ситуацию, сложившуюся на рынке. Если иски туристов станут массовыми, не исключены банкротства. Это особенно актуально для небольших и средних фирм, ранее работавших с Европой, Китаем и другими направлениями, где отправку туристов так и не удалось возобновить.
Ранее стало известно, что Минэкономразвития не будет продевать отсрочку для туроператоров по возврату средств за отмененные туры, оплаченные до 24 февраля прошлого года. Это касается и сорвавшихся поездок из-за пандемии и санкций.