Турагент доплатила за отдых клиента на Мальдивах почти полмиллиона рублей и не может их вернуть
Турагент рассказала редакции TourDom.ru о печальном опыте и деньгах, которые не может вернуть почти 2 месяца. Речь идет о долге туриста в 470 тыс. руб. Разбирались в ситуации вместе с юристом.
Перед новым годом мужчина забронировал тур на Мальдивы за 1,2 млн руб. и внес часть суммы. Когда пришло время доплачивать – денег не оказалось. Сроки поджимали, и был вариант либо аннулировать бронирование со штрафом, либо внести часть суммы за клиента и ждать, когда он их вернет. Турагент выбрала второй вариант и на словах договорилась с туристом, что 470 тыс. руб. она получит обратно до 10 января.
Время шло, должник успел отдохнуть и даже отправиться в отпуск во второй раз, но уже в Дубай. Правда, турагент свои почти полмиллиона до сих пор не увидела. «Есть вся переписка, где и сегодня он не отрицает, что должен деньги. Могу предоставить подтверждение о стоимости тура, об оплате туроператору», – рассказала турагент. Правда, ситуация может усложниться тем, что клиент, по его словам, начал процедуру банкротства.
Редакция уточнила у юриста, есть ли шансы вернуть средства законным путем, если турист так и не выполнит данные устно обязательства. «Можно взыскивать через суд задолженность в любом случае, даже без расписки, если есть договор, факт невнесения оплаты и переписка. У меня такие прецеденты в практике были, суды принимают решения в пользу турагентов. Но здесь реальное получение средств осложнено процедурой банкротства должника», – поделилась своим мнением юрист сети турагентств «Розовый слон» Мария Чапиковская. Она подчеркнула, что более подробно что-то сказать и продумать варианты действий можно только после изучения всей ситуации.
По словам эксперта, случаи, когда агент вносит деньги за туриста, достаточно распространены. Если дело не дошло до тура, то можно попытаться отменить его: «Сначала нужно понять, какие фактически понесенные расходы (ФПР) в случае аннуляции. Если оплата от туриста покрывает их, то можно, письменно предупредив туриста, аннулировать бронирование ввиду нарушения сроков оплаты по договору. В письме важно поставить выбор: либо вы оплачиваете, либо невнесение оплаты фактически будет означать ваш отказ от тура». Конечно, есть вероятность, что после аннуляции за неоплату турист обратится в суд, поэтому все манипуляции нужно делать аккуратно, с учётом индивидуальных особенностей ситуации, условий договора и с правильными формулировками.