Правда и мифы об авторских турах
Колонка гида.
У Profi.Travel появилась новая рубрика — авторская колонка. Первый автор — гид-экскурсовод по Иркутску и Байкалу Ирина Старовойтова. Ирина рассказывает о «псевдо-авторских турах», а также том, как отличить их от настоящих, и попутно развеивает несколько мифов о них.
Откуда в Инстаграме столько «авторских туров»?
Мы видим, что реклама в соцсетях бомбит нас предложениями так называемых авторских туров. «Авторы» возят туристов на Байкал, Алтай, в Мурманск, Дагестан, на Камчатку и в другие регионы. Мне, как человеку, который давно и «по уши» в туризме, хотелось бы рассказать вам правду о том, что стоит за этим модным названием. Значительную часть таких туров можно сравнить с мошенничеством. И вот почему.
Мы все любим путешествовать. А путешествовать и зарабатывать на этом — это мечта многих. Этим активно пользуются инфоцыгане, которые зарабатывают на курсах и марафонах по созданию авторских туров. Они обещают, что новоиспечённый автор-путешественник наконец-то уйдёт из ненавистного офиса в беспечную жизнь — серфить на Бали и заниматься йогой в Индии и т.д., при этом зарабатывая миллионы.
Вот пример рекламы, где нам обещают сладкую и беззаботную жизнь после прохождения курсов. Она вся очень манипулятивная и играет на наших слабостях. На фото «просветлённый» парень, обязательно на крутой машине. Или девушка в купальнике с доской для серфинга.
И вот сидит какая-нибудь Маша на своей работе бухгалтером/юристом/экономистом и от скуки листает Инстаграм. И вдруг видит такую рекламу. Маша сразу чувствует дух свободы и приключений, одной рукой пишет заявление на увольнение, а другой регистрируется на курсы. Критическое мышление в этот момент отваливается. Ведь уже через 4 недели она якобы будет пить шампанское на фоне воздушных шаров, исполнять мечты, причинять добро и объединять сердца людей. Не хватает только радуги и единорогов.
Сами курсы сводятся к тому, что преподаватель рассказывает о том, какой он классный, и как у него всё лихо получилось, и что у вас тоже всё получится. Минимум конкретики, максимум раскачивания на эмоции и внушения.
Предположим, три компании запускают авторские курсы каждый месяц (но их на самом деле гораздо больше). На каждом курсе минимум по 30-40 учеников. Получается, что каждый месяц в России появляется 3*30=90 «авторов», а в год — более 1000. И все они выбирают самые популярные направления: Дагестан, Кольский полуостров, Алтай, Камчатка, Байкал.
Давайте поговорим о причинах, по которым покупка такого авторского тура — сомнительная затея.
Большой риск нарваться на лохотрон
Последние два года, встречая группу в аэропорту, я частенько вижу мечущихся по нему туристов. Они подбегают то к одному гиду, то к другому и со слезами и паникой в глазах спрашивают, не за ними ли этот гид приехал.
Я обычно подхожу и пытаюсь помочь. И каждый раз слышу один и тот же ответ: «Мы купили в инстаграме авторский тур, но нас никто не встречает, телефоны и мессенджеры тех людей, которым мы заплатили деньги, не отвечают». Классика. Я сама путешественник и могу представить, насколько эта ситуация ужасна!⠀
А случается она по одной простой причине — большинство горе-авторов не могут набрать группы. Они сливают рекламный бюджет, получают заявки и деньги с нескольких туристов, но до набора необходимого количества людей в группе не дотягивают. В лучшем случае они возвращают деньги, а в худшем просто исчезают. Аккаунт в инстаграме удаляется, номера телефонов меняются. А турист стоит в аэропорту и умоляет первого встречного местного гида им помочь.
В авторских турах нет авторства
Даже если такой тур состоится, очень часто он бывает построен на обмане. Как правило, «автор» выдаёт себя за эксперта в туризме, хотя ещё вчера он продавал коврики для машин. Но он обязательно скажет, что объездил весь мир.
Более того, единицы реально приезжают на место до того, как привозить туристов. Чаще всего организатор тура только что закончил курсы, посмотрел на карту страны, узнал, где находятся Байкал и Алтай, и решил сделать туда тур. Поэтому советую внимательно изучить аккаунт того человека, у которого вы хотите купить тур — обычно он говорит сам за себя.
Некоторые «авторы» не заморачиваются, и напрямую пишут гидам с просьбами рассказать, куда возить туристов, или пытаются нанять их, так как сами ничего о месте не знают.
Пример из практики. Однажды в полях я познакомилась с двумя парнями — они возят туристов из одного из регионов к нам на Байкал. Оказалось, что они не нанимают местных гидов. На вопрос: «А как происходит экскурсионное сопровождение?» — мне ответили: «А мы посмотрели фильмы о Байкале и сами рассказываем». Вы бы хотели, чтобы вам операцию на сердце сделал человек, которые посмотрел об этом пару роликов на ютубе? Я уверена, что нет.
Местные байкальские гиды проходят десятки аккредитаций, сдают сложные экзамены и аттестации, общаются с учеными, перерабатывают тонны серьёзного материала в легкую и интересную подачу, чтобы турист получил по-настоящему качественный и объёмный опыт в путешествии. А эти ребята просто посмотрели пару фильмов о Байкале и считают, что могут о нем рассказывать.
Еще один пример нечестного общения с туристами еще до этапа продажи: для рекламы зачастую используют фотографии совершенно из других мест. Например, в качестве иллюстраций зимнего Байкала я не раз встречала ледяные пещеры Исландии, а в постах про Мурманск — пейзажи Норвегии и выпрыгивающую из воды касатку с Аляски. Скажу больше: этому учат непосредственно на курсах авторских туров.
Например, это не Байкал.
А это не Кольский полуостров. Это Лофотенские острова, Норвегия.
Подытоживая: мы получаем тур, в котором нет никакой уникальности и собственно авторства. Выпускники курсов умеют писать красивые тексты и размещать яркие фото (зачастую не свои). Но в 99% случаев это красивая обёртка и пустышка внутри. Чтобы это проверить, просто сравните любые 3-4 тура на Байкал из Инстаграма. Они выглядят похоже, как две капли воды. Это маршруты, которые нашли в интернете, украли у местных операторов и продают в разы дороже.
Качество услуг ниже, но при этом дороже
На первый взгляд кажется, чем больше предложений, тем острее конкуренция, и ниже цены. Но на деле оказывается наоборот. Как создается новый «авторский» тур? Организаторы чаще всего собирают предложения от местных туроператоров и гидов (сами же они там не были) и выбирают самое дешевое. Не самое качественное, и интересное, а самое стандартное, то, что легче продать и ниже по цене.
Отсюда следует, что в авторском туре либо не будет местного гида, либо это будет местный новичок, с соответствующим качеством экскурсии. Профессионал за копейки работать не будет.
На Байкале я постоянно пересекаюсь с туристами, которые пытаются примкнуть к моей группе и что-то подслушать, потому что их гид ничего не знает и молчит всю дорогу. Начинаешь с ними общаться, когда есть минутка, а из них водопадом льются жалобы: плохой транспорт, некомпетентный гид, грязные отели, нелепый маршрут.
Но самое печальное, когда в туре вообще нет местного гида. В этом случае путешествие может стать опасным для жизни. Организаторы ведь могут не знать нюансов местности, связанных с безопасностью. Например, путешествие по зимнему Байкалу попадает в разряд экстремального туризма, так как автотранспорт запросто может провалиться под лед. Стоит ли доверять свою жизнь людям, для которых ваше путешествие — это способ не работать, а зарабатывать, и которые не были в том месте, куда везут группу? Вопрос риторический.
Что касается цены, то здесь вообще происходит какое-то волшебство. На курсах авторов реально учат закладывать прибыль в 200-500 тысяч за тур. Поэтому эконом-вариант за 30-40 тысяч на человека, став авторским, превращается в поездку премиум-класса за 70-80 тысяч. Вы готовы заплатить только за одну организацию халтурного тура вдвое больше, только потому, что он ярко оформлен в соцсетях?
Исключения из правил
Справедливости ради отмечу: не все авторские туры одинаково бездарны. Есть и действительно уникальные, достойные этого статуса. Только вот встречаются они довольно редко. Их и не может быть очень много — это драгоценный штучный продукт, он по определению не может быть массовым. Это всегда результат огромного труда и опыта путешественника. Например, авторские туры Леонида Пашковского, Михаила Кожухова или Сергея Доли. Есть также нишевые туроператоры, которые разрабатывают собственные пешие (и не только) походы в сфере эко- или экстремального туризма.
Авторский тур получается только тогда, когда его разработчик долгое время провел в стране или регионе, изучил это место вдоль и поперёк. Нашёл такие изюминки, которые неизвестны или недоступны рядовому туристу, разведал уникальные маршруты и активности, нашел колоритных людей, с которыми будет интересно познакомиться. Это досконально проработанный тур, который невозможно повторить ни с кем другим, кроме этого автора. На то он и АВТОРский.