Королева водорослей: как мастерица из Бретани создает удивительные предметы из морской растительности
Глядя на эти изделия, никогда не придет в голову, что все они сделаны из обычных водорослей. Как превратить природный мусор в долговечные предметы, знает французский дизайнер Виолен Бюэ
Каждого, кто входит в мастерскую Виолен в бретонском приморском городке Оре, сразу же обволакивает сладковатый йодистый запах. Это сушатся водоросли — главный материал, с которым работает дизайнер. После сушки она их красит, сшивает, сплетает, прессует, набивает и придает жесткую форму, покрывает тиснением или гравировкой. В целом использует около десятка техник, которые позволяют создать из водорослей самые разные изделия: от домашнего текстиля до платьев haute couture и объектов искусства.
Если заказ большой, Виолен обращается к услугам местных фермеров, которые занимаются сбором и заготовкой водорослей. Но в основном предпочитает собирать материал сама: по ее словам, это самая любимая часть работы, поскольку натуральная структура и цвет уже позволяют представить, какие интересные вещи можно из них изготовить. Кстати, весна — с февраля по май — это лучший сезон для сбора водорослей, так как именно в это время они растут наиболее интенсивно. Так что Виолен сразу предупреждает, что не может долго разговаривать. Даже в день рождения 23 февраля ее ждет множество дел: прогулка по ветреному пляжу, работа в мастерской и переговоры с заказчиками.
ГЕРОИНЯ
Виолен Бюэ
Дизайнер текстиля из водорослей
Родилась в 1977 году в Бретани. Училась в Париже. Вначале специализировалась в гуманитарных науках, изучала язык жестов. Затем окончила французскую школу дизайна ENSCI. После окончания обучения уехала в Индию, где прожила семь лет.
После возвращения во Францию решила сосредоточиться на работе с натуральными материалами. Окончила высшую школу декоративных искусств ENSAD и в 2016 году открыла собственную студию в Оре в Бретани, где стала создавать текстильные изделия из местных водорослей.
Читайте также
- Рыбное дело: как художница с Сахалина создает удивительные картины из рыбьей кожи
Виолен, первый вопрос напрашивается сам собой: почему водоросли? Как вам пришла в голову идея работать именно с этим материалом?
— О, это вовсе не странный выбор. На самом деле, водоросли — это бретонский специалитет, на нашем побережье можно встретить более 700 разновидностей макроскопических водорослей, которые используются в самых разных областях, например в медицине. В Бретани их сбор и заготовка становятся все более популярной отраслью.
Я, честно говоря, не могу вспомнить какой-то точный момент, когда я решила: о, водоросли — отличная идея. Проект появился сам собой из какого-то интуитивного ощущения. Пять лет назад (в 2016-м. — Прим. Vokrugsveta.ru) я решила уехать из Парижа и вернуться в родные края — работать самостоятельно и только с натуральными материалами. Я бродила по побережью, наблюдала, как местные жители собирают водоросли, стала сама изучать эти биологические формы, прочитала несколько книг про макроводоросли, потом поняла: это то, с чем я хочу работать.
А как вообще получилось, что вы стали заниматься ручной работой? Ведь изначально вы планировали совсем другую карьеру?
— Вы правы, вначале меня увлек индустриальный дизайн. Мне нравились большие фабрики, технологии производства, то есть я была вполне обычным современным дизайнером. После диплома я поехала на стажировку в Индию, а потом сложилось так, что я завела семью и семь лет прожила в Бангалоре.
Там я два года сотрудничала с маленьким ателье, которое специализировалось на вещах ручной работы, изготовленных из натуральных материалов. Я все глубже вникала в этот процесс и наконец решила, что именно таким образом мне интереснее всего работать. Поэтому, вернувшись во Францию, я окончила еще один курс, теперь уже прикладного дизайна.
Кажется, в последнее время это становится тенденцией: многие творческие люди бросают корпоративную карьеру, уезжают из мегаполисов в глубинку, осваивают какое-то мануфактурное ремесло, вместо того чтобы полагаться на индустриальные технологии. Как вы думаете, почему так происходит? Это бегство от современности? Усталость от жестких правил социума?
— Я не могу отвечать за всех. Пять лет назад я точно поняла, чего хочу. Когда тебе почти сорок, у тебя уже есть опыт, багаж знаний и реалистичное представление о том, что ты ждешь от жизни в будущем, ты не боишься посмотреть на себя в зеркало и честно поговорить с собой о том, что ты из себя представляешь и чем хочешь заниматься дальше.
Я знала, что не хочу больше жить в Париже. Я провела в этом городе восемь лет — этот образ жизни и карьеры меня совсем не привлекал. И я поняла, что хочу работать с каким-то «живым» материалом, который могу контролировать на всех стадиях процесса. Я не завишу от поставщиков, посредников, сторонних технологов — вообще ни от кого. Водоросли — это совершенно бесплатный материал с уникальными биологическими характеристиками, из которых я могу делать все что хочу.
Вы изучали техники работы с водорослями или придумали их сами?
— Большую часть того, что я делаю, я изобрела сама, потому что я специализируюсь именно на текстиле из макроводорослей, а это довольно редкое направление. Мне пришлось сначала много экспериментировать, действовать путем проб и ошибок. Но я, конечно, не единственная, кто работает с этим необычным материалом.
Еще в начале своего пути познакомилась с немецким дизайнером и профессором искусств Юлией Ломан, она стала специализироваться на водорослях задолго до меня. Хотя она создает из них скульптуры, я во многом вдохновлялась ее работами. Мы называем друг друга «сестры по водорослям». В конце концов, мы решили объединиться и основали общество «Департамент водорослей». Кроме нас с Юлией в него входят еще пять художников из разных стран, которые экспериментируют с этим материалом.
Есть какие-то главные принципы работы с водорослями? И как правильно обращаться с такими изделиями?
— Собирать водоросли не очень сложно, хотя и утомительно, потому что это нужно делать во время прилива, когда на берег волна их выносит живыми. Затем их нужно тщательно промыть и высушить, так, чтобы они не утратили свою структуру. Я сотрудничаю с учеными, специализирующимися на водорослях, чтобы лучше понимать свойства этих организмов. Конечно, нужно понимать, что изделия из водорослей — это не на века. Они плохо переносят влагу, а со временем подвержены разрушению. Но зато это абсолютно безотходные, на 100% экологичные биоразлагаемые изделия.
Читайте также
- Дизайнерские сумки и лечение ушей: 4 необычных способа применения кактусов
Я думаю, что именно экологический аспект прежде всего и привлекает ваших клиентов. Материал бесплатный, его добыча не вредит природе, нет отходов. Вы можете сказать, что за четыре года, пока существует ваше ателье, вырос спрос на изделия из водорослей?
— О них стали больше говорить. Я работаю сама на себя, поэтому предпочитаю делать вещи на заказ: у меня нет интернет-магазина или какого-то шоурума. Но могу сказать точно, что популярность водорослей как художественного материала растет. Ко мне обращался один известный модный дом для создания одежды и украшений, я сотрудничаю с известными художниками и специалистами по мезологии (науке о взаимодействии организма и окружающей среды).
Вы думаете, что нашли дело всей жизни?
— Не знаю. Для меня это в первую очередь работа, довольно сложная, но очень интересная. Не могу сказать, что уверена в своем будущем, но сейчас я довольна тем, как живу. У меня нет четкого графика, начальников и подчиненных, каждый день не похож на предыдущие, и я обожаю Бретань. Здесь потрясающая природа, море, можно плавать и заниматься серфингом. И я рада, что нашла способ создавать 100%-ный бретонский продукт.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Оре, департамент Морбиан, Бретань, Франция
Оре, департамент Морбиан, Бретань, Франция
Население Бретани 3 374 000 чел. (9-е место среди регионов Франции)
Плотность населения 120 чел/км²
Языки французский, бретонский, галло
Население Оре 14 155 чел.
Традиционные блюда: бретонские блинчики galettes sarrasin из гречневой муки, устрицы и другие свежие морепродукты, копченые колбаски из свиных кишок, кровяная колбаса, свиное рагу с клецками kig ha farz, соленое масло.
Традиционные напитки: яблочный сидр, яблочный бренди ламбиг, медовуха с яблочным соком шушен.
Достопримечательности: каменный мост XV века и старинный район Сен-Густан на берегу реки Оре, часовня Нотр-Дам-де-Лурд XIX века, мавзолей Жоржа Кадудаля, казненного за покушение на Наполеона.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Оре ≈ 3305 км (4 часа 10 минут в полете до Парижа, затем 2 часа 50 минуту на поезде)
ВРЕМЯ на 2 часа отстает от московского
Фото: BERTRAND DROUHARD; MAARTEN HUISMAN (1); PIERRE-YVES DINASQUET (2); THIERRY CREUX (2)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2021, частично обновлен в мае 2023
Елизавета Епифанова