Когда на самом деле ждать открытия Китая
Официальные документы и комментарии экспертов.
Новость о возможном открытии Китая для путешествий сразу после новогодних праздников вызывает много вопросов на российском рынке. Портал Profi.Travel собрал последнюю информацию на этот счет и выяснил у экспертов перспективы восстановления выездного и въездного туризма на направлении.
Открыт или нет открыт — вот в чем вопрос
Для начала давайте разберемся, насколько серьезно стоит воспринимать появившуюся в понедельник новость об открытии КНР и отмене карантина для прибывающих в страну иностранцев. На фоне самой жесткой, пожалуй, из всех стран политики «нулевой терпимости» к коронавирусу некоторые восприняли ее как фейк.
Однако уже на следующий день, 27 декабря, официальное государственное информагентство Xinhua подтвердило, что с 8 января коронавирусу действительно присвоят категорию инфекционных заболеваний «B» вместо «А». Это означает отмену карантина и других ограничений в отношении въезжающих в страну. Во втором сообщении того же агентства со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР говорится, что с 8 января ПЦР-тесты на коронавирус перестанут быть обязательными для въезда в Китай.
В то же время иностранцам рекомендуется сдавать их за 48 часов до вылета и в случае положительного результата отложить поездку. Несмотря на мягкую формулировку, в ряде источников подчеркивается, что отрицательный тест необходим для въезда в страну. Пока сложно сказать, как именно будет относиться китайская сторона к соблюдению этого правила: если как к рекомендации, то поголовных проверок, скорее всего, не будет, а если как обязательному условию, то обойтись без теста точно не получится.
Кроме того, иностранцам больше не придется получать так называемый код здоровья: будет достаточно отметки о состоянии здоровья на таможенной декларации. Всех, кто укажет в ней на недомогание или будет иметь симптомы простуды, заставят пройти тест на антиген. В случае положительного результата им рекомендуют отправиться на карантин в отель.
Таким образом, после 8 января туристу из России де-юре можно будет въехать в Китай с отрицательным результатом ПЦР, сделанным за 48 часов. А что же де-факто?
Перспективы туров из России в Китай туманны
Напомним, россиянам для въезда в Китай требуется виза. До пандемии между Россией и Китаем действовал упрощенный порядок въезда, который приостановили еще в 2020 году.
В конце ноября этого года генконсул Китая в Хабаровске Цзян Сяоян заявил, что дипмиссия упрощает выдачу гражданам России некоторых категорий виз. Но речь о туристических не шла — только об экипажной, гостевой, рабочей, деловой, семейной и долгосрочной учебной визы. Требования к ним соответствуют действующим до пандемии.
27 декабря Госсовет Китая выпустил документ, в котором описывается новый порядок въезда в страну иностранного персонала (есть в распоряжении редакции). В нем говорится, что визовые послабления коснутся в первую очередь тех, кто приезжает в страну для возобновления бизнеса, рабочей или учебной деятельности, а также для посещения родственников и воссоединения с семьей.
Кроме того, в документе говорится о возобновлении выездного туризма из КНР в рамках пилотного этапа отказа от политики «нулевой терпимости» к COVID-19. Пункта о въездном туризме в нем нет.
При этом надежда на скорое открытие Китая для туристов все же есть. В тот же день, 27 декабря, состоялась пресс-конференция официального представителя МИД КНР Ван Вэньбиня, на которой в ответ на вопрос журналиста о выдаче туристических виз иностранцам он пообещал ускорить решение этого вопроса. Чиновник заявил, что Китай продолжит динамично корректировать визовую политику страны, в том числе в отношении туристов. В частности, упростит трансграничные путешествия и сделает их более безопасными. Однако точной даты Ван Вэньбинь не назвал, уточнив, что решения будут приниматься исходя из развития эпидемиологической ситуации, поскольку «пандемия коронавируса еще не закончилась».
Заметим, что напряженная эпидситуация в Китае, действительно, сохраняется. Судя по сообщениям в соцсетях, заболеваемость растет во многих регионах. При этом в КНР признают, что последствия болезни уже не такие серьезные, как раньше. Именно поэтому и стали возможны все перечисленные послабления. И все же, как показала пандемия, эта страна в принципе не склонна спешить в вопросах снятия ограничений. А сейчас, вслед за отменой политики нулевой терпимости и отменой запрета на въезд наверняка последует новая волна пандемии, считают эксперты. В какой-то момент больницы могут перестать справляться с растущей заболеваемостью, и власти будут вынуждены вводить новые ограничения, а такой сценарий вряд ли устраивает правительство.
По одной из версий, первыми туристов из Китая примут приграничные регионы, так как наземные пункты пропуска могут заработать раньше аэропортовых. Так, в Генконсульстве РФ в Харбине 27 декабря заявили, что Россия и КНР уже прорабатывают план открытия наземного пассажирского сообщения между странами. Процесс будет поэтапным. В начале будущего года отменят карантин для въезжающих и изменят правила пребывания в Китае для российских водителей. После этого на одном из погранпереходов в тестовом режиме откроется пассажирское сообщение.
Еще один возможный вариант — открытие для российских туристов Хайнаня, где действует особый режим: оформление въездных документов по прилете. «Особенности безвизового въезда россиян на остров Хайнань дают возможность китайским властям локализовать там пребывание наших туристов без права посещения материкового Китая. Это создаст дополнительную подушку безопасности как как для россиян, так и для китайских граждан. Таким образом, Хайнань могут открыть для туристов раньше, чем другие регионы страны», — считает гендиректор China Tour & Business Travel Сергей Джан Ша.
Почему китайцы не торопятся в Россию
На российском туристическом рынке новость об открытии Китая восприняли по-разному. Многие игроки воодушевлены перспективами скорого возвращения такого емкого направления. По их мнению, в условиях закрытой Европы это может стать спасением для туроператоров по въезду.
Другие отнеслись к этой информации с осторожностью. По их словам, учитывая китайскую бюрократию, от момента публикации новости до того, как пойдет реальный турпоток, может пройти довольно много времени.
Большое значение в этом вопросе имеет и позиция самих китайцев, многие из которых до сих пор психологически не готовы к поездкам, считает директор туроператора «Калина Трэвел Сервис» Александр Федин. «Я постоянно поддерживаю связь со своими партнерами из Китая. И сейчас, несмотря на позитивные новости, они не говорят со мной о бизнесе и коммерческой составляющей. Они обеспокоены здоровьем — собственным и своих близких. Некоторые и вовсе не выходят из дома, боясь заразиться вирусом, который распространяется огромными темпами», — рассказал он. При этом эксперт признает, что дело все же сдвинулось с мертвой точки, и до этой недели перспективы восстановления туризма с Китаем были куда более туманны.
Другим сдерживающим фактором остается ситуация с Украиной. Представители турбизнеса подчеркивают: безопасность — ключевое условие для путешественников из Китая. Эту тему китайские туроператоры поднимают буквально в каждом разговоре с российскими партнерами. И новости о сбитых в России беспилотниках сразу включают в их сознании «красный свет». В этом вопросе, по словам экспертов, многое будет зависеть от политической позиции правительства Китая и возможных рекомендаций, которые даст министерство туризма и культуры.
В конечном итоге первыми в Россию поедут те, кто уже переболел, любит путешествовать и может себе это позволить, резюмируют эксперты.
Когда ждать гостей из Китая?
По самым оптимистичным прогнозам, гости из Китая появятся в нашей стране после празднования китайского нового года (с 21 по 27 января 2023 года — прим. ред.). Однако большинство экспертов склонны к более осторожным оценкам ситуации.
Глава Visit Murmansk Олег Теребенин считает, что первые группы в Россию приедут не раньше марта следующего года, когда будут сформированы полетные программы и станут понятны цены на поездки. Такого мнения, по его словам, придерживается руководство туристических ассоциаций Китая, Гонконга и Тайваня: они считают, что стоимость туров для конечного потребителя играет не менее важную роль, чем геополитическая ситуация. Сейчас из-за нехватки перевозки цены на билеты нельзя назвать доступными для массового туриста.
«Безусловно, сложно будет выстроить продажи после такого длительного простоя, но я уверен, что у наших коллег это получится быстро благодаря отложенному спросу. После появления новости о скором открытии границ многие мои китайские знакомые, которые учились в Москве, написали о том, что они соскучились по России. Личные сообщения пестрят сообщениями турагентов, которые готовы активно включиться в работу. Мы, в свою очередь, тоже готовы работать на износ», — подчеркнул глава Visit Murmansk.
По мнению Александра Федина, процесс восстановление турпотока из Китая пройдет в несколько этапов. Но сначала нужно дождаться, пока в Китае стабилизируются показатели заболеваемости. По оценкам представителя РСТ в Китае Александра Фолько, эпидемиологическая ситуация может наладиться к лету. По его словам, 90% населения Пекина и других крупных городов уже переболело коронавирусом. Хотя это и не означает, что все они готовы поехать в Россию. «Представьте себе, люди три года сидели под замком. И реакция на это отличается. Кто-то и истосковался по поездкам, а для кого-то это уже норма, привычка. Когда в Китае отменили QR-коды, люди еще долго продолжали их сканировать», — пояснил Фолько.
Заместитель председателя совета ассоциации «Мир без границ» Александр Львов добавил, что затянуть процесс возобновления туризма между Китаем и РФ может и российская сторона: «Настоящий» туризм начнется только после снятия запрета на безвизовые поездки. Подготовка соответствующего постановления правительства, которой будут заниматься МИД и Минэк, может растянуться на неопределенный срок. В том числе из-за ликвидации Ростуризма, который еще не успел передать дела преемнику. По словам экспертов, в МИД РФ уже давно лежит предложение китайской стороны о согласовании нового механизма безвизовых поездок, в большей степени защищающего права туристов. Однако ответа от министерства так и нет.
По словам Александра Львова, кадровые перестановки в регионах и длительная пауза в сотрудничестве также требуют большой подготовительной работы. В частности, важно оценить готовность и аттестацию гидов, что всегда было узким местом в китайском инкаминге. Еще один ключевой вопрос, требующий срочного решения — это расчеты между предприятиями и оплата услуг туристами на месте. Министр экономики Максим Решетников недавно заявил, что правительство планирует создать так называемую «Карту туриста» на базе системы «Мир», но очевидно, что этот процесс тоже займет какое-то время.
Потери среди туроператоров и перевозчиков тормозят процесс
Так или иначе, почти все опрошенные редакцией эксперты уверены, что независимо от официальной даты возобновления туризма за этим последует переходный, «наладочный» период, во время которого будут восстанавливаться потерянные за три года бизнес-связи и официальные отношения. И если межправсоглашение можно перезапустить относительно быстро, то с возобновлением контактов между туроператорами и принимающими компаниями могут возникнуть проблемы.
По словам представителя РСТ, за время пандемии в Китае обанкротилось большинство туроператоров, устояли разве что госкомпании. Не смогли удержаться на плаву даже крупные игроки, в том числе туроператор Utour, который регулярно отправлял большие группы туристов в Россию. При этом многие из них готовы вернутся на рынок. Но им придется как минимум набирать персонал, получать информацию, искать полетные программы, формировать продукт и запускать его рекламу. Поэтому неизбежен некий временной лаг, который не сможет победить никакой отложенный спрос. И первыми приступят к работе те, кто несмотря на пандемию поддерживал и развивал бизнес-связи и участвовал в выставках и мероприятиях, уточнил Фолько.
Соруководитель комитета по въезду РСТ и глава медиахолдинга Profi.Travel Алексей Венгин согласился с коллегой в том, что в выигрыше окажутся именно те регионы и туроператоры, которые не просто ждали, а готовились к открытию границ. А именно перестраивали свой турпродукт таким образом, чтобы привлечь самых платежеспособных туристов из Китая, которые едут в Россию с познавательными целями, а также максимально увеличить сроки поездок.
«Именно это гарантирует максимальную прибыль, так как такие туристы обычно путешествуют семьями, приезжают на более длительный срок и тратят больше денег. Второй фактор успеха — грамотный маркетинг. Нужно своевременно и подробно рассказывать о своем продукте на максимальном количестве площадок, включая как офлайн-, так и онлайн-мероприятия. Поэтому Profi.Travel организует в 2023 году очередную выставку RED Китай — мы видим запрос рынка: компаниям нужно заявить о себе и найти партнеров, особенно для тех, кто только открывает это направление», — рассказал Алексей Венгин.
Потери есть и с российской стороны. Например, в Амурской области, которая в допандемийный период занимала четвертое место по приему китайских туристов в России, количество туроператоров, планирующих работать по межправсоглашению, снизилось в 2 раза. Так, на момент закрытия границ с китайским рынком работало около 30 туроператоров по въезду, а в этом году осталось 16 компаний, пояснила первый замминистра экономического развития и внешних связей Екатерина Киреева. А в Забайкалье из 18 туроператоров по въездному туризму этот статус сохранили лишь 13.
Но главным камнем преткновения, по оценкам экспертов, станет нехватка «воздуха» и, как следствие, дорогие билеты. Количество рейсов в Китай сейчас сильно ограничено, и возможностей для их наращивания немного: для этого нужны дальнемагистральные борта, которые могут летать за рубеж. А такие по понятным причинам в России в дефиците. Частично эту проблему решают иностранные авиакомпании, но чартеров и дешевых билетов от них ждать не стоит. Шансы на субсидирование рейсов в условиях кризиса довольно малы, а работать в минус никто не будет.
Александр Львов предложил решение этой проблемы за счет стыковок в Ташкенте, Алма-Ате и других хабах стран СНГ и ШОС. По мнению эксперта, это открывает простор для расширения географии поездок: теперь вместо комбинированных туров Россия+Европа туристам можно будет предлагать посетить транзитные страны.
Фото:Hanson Lu, unsplash
Читайте в Телеграме