Какие страны попадут в список Ростуризма на отсрочку по возврату денег?
После того как Ростуризм опубликовал на портале regulation.gov.ru проект изменений в постановление правительства № 1073, самой обсуждаемой в экспертной среде темой стал список стран, по которым отсрочку по возврату денег могут продлить еще на год. Специалисты уже обращали внимание на то, что полноценно открытых для туризма зарубежных направлений сейчас всего семь (Доминикана, Египет, Катар, Куба, Мексика, ОАЭ, Турция). По решению оперштаба правительства России авиаперевозка на них восстановлена в полном объеме, включая чартеры. Встречных ограничений тоже нет, поэтому туроператоры имеют возможность переносить сроки несостоявшихся туров или осуществлять возврат денег. Это сопряжено с большими финансовыми затратами, но все же они значительно меньше, чем по направлениям, которые до сих пор недоступны или по ним существуют серьезные преграды для отправки туристов. Наиболее жесткие условия для инкаминга в странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Вьетнам), на некоторых европейских направлениях, таких как Италия, Испания, Франция, Германия, Австрия, Англия.
Дискуссионным для многих специалистов остается вопрос, к какому лагерю отнести Грецию, Кипр и Тунис, на которых летом, помимо регулярных рейсов, была активно задействована грузо-пассажирская перевозка. Ее статус официально не признан туристическим, но по сути самолеты были использованы для транспортировки пассажиров на курорты. Суммарный объем рейсов на этих направлениях, особенно в период закрытой Турции, был достаточно велик. Хотя из-за ограничений цены на подобные туры оказывались выше обычной стоимости.
Участники группы «Трэвел Президиум» не пришли к единому мнению, как бы они поступили на месте руководителя Ростуризма Зарины Догузовой в отношении Греции, Кипра и Туниса. Участник сообщества Андрей Мерзликин привел пример из своей практики: «Несколько мелких отелей (Греция) не в состоянии осуществить возврат деньгами. Персонал держали на минималке, но не увольняли. Расходы им никто не отменил, обещали открытие уже с середины 2020-го. А поработали, по сути, только 2 месяца этим летом. Просят дать им возможность рассчитаться услугами – принять любых гостей в любое время». Такие ситуации иллюстрируют сложности, с которыми сталкиваются туроператоры, организуя взаиморасчеты с иностранными контрагентами.
Специалисты, к которым обратилась редакция TourDom.ru, склоняются к тому, что направления грузо-пассажирской перевозки в итоге не будут включены в список стран с отсрочкой возврата средств туристам. Во-первых, потому, что сам формат таких рейсов был по сути подарком турбизнесу. К тому же он не только позволил осуществлять деятельность, но и оказался неожиданно прибыльным для участников рынка. Как признался в разговоре с нашим корреспондентом один из туроператоров, на каждом рейсе его компания имела в 3 раза больше прибыли, чем на обычном чартере в былые времена. Крупные игроки, летом отработавшие по Греции, Кипру и Тунису, предоставили равнозначный продукт большинству своих клиентов или вернули деньги. Поэтому вряд ли они будут толкать Ростуризм на обязательное включение этих стран в перечень на отсрочку выполнения обязательств.