Твое следующее путешествие!

Эскроу, страховки и два коэффициента: как будут менять старейшую систему страхования туристов

0 3

Что будет с британской ATOL, и почему это интересно России.

Эскроу, страховки и два коэффициента: как будут менять старейшую систему страхования туристов

Власти Великобритании готовятся к глубокой реформе схемы страхования туристов ATOL, которая считается одной из наиболее надежных в глобальном туризме. Активное обсуждение новых параметров началось еще в прошлом году, а главной целью является обеспечение большей финансовой устойчивости и защиты туристов.

ATOL в ее нынешнем виде существовала много лет, с 1975 года, и о ее реформе заговорили посла ряда банкротств в туризме, самым громким из которых стал крах Thomas Cook в 2019 году. Регулятору тогда пришлось вскрывать фонды, чтобы оплатить репатриацию 150 тысяч туристов, а также выплатить более 445 миллионов фунтов стерлингов в качестве возвратов за несостоявшиеся туры.

Компании не должны жить на деньги туристов

24 января Управление Гражданской Авиации (CAA) Великобритании, оператор фонда ATOL, опубликовало параметры обновленной схемы. Общая идея: диверсификация финансовых инструментов, которая обеспечит большую финансовую стабильность всего рынка.

Серьезная проблема, по мнению регулятора, заключается в том, что некоторые туристические компании, работающие с ATOL, используют авансовые платежи своих клиентов за туры для финансирования собственной операционной деятельности до того, как клиенты отправятся в путешествие. Такое встречается даже в британском турбизнесе, и это расхолаживает компании, не мотивируя к более строгой финансовой политике.

CAA признает, что это не повсеместная история, однако такая бизнес-модель даже в небольшом количестве компаний угрожает стабильности всей системы страхования туристов.

Больше возишь — больше платишь

Еще один вопрос, который ставит CAA: должен ли взнос в фонд ATOL быть одинаковым для всех участников рынка? Например, платеж может зависеть от суммы, которую компания перечислила в страховой фонд ранее. Кроме того, регулятор предлагает вводить коэффициенты для туркомпании в том случае, если будут сомнения в ее устойчивости.

Сейчас в ATOL действует фиксированная ставка — 2,5 фунта стерлинга за каждого туриста в турпакете (пакетом считается любая комбинация туристических услуг). Ее оплачивает турист при заключении договора и получении на руки страхового сертификата ATOL. При высчитывании повышающих и понижающих ставок будут учитываться три ключевых показателя: число туристов, средняя стоимость туров и соотношение обязательств и активов.

«Используя эти три фактора, CAA может получить взнос в фонд ATOL с переменной ставкой для каждого члена в размере от 50 пенсов до 15 фунтов стерлингов за каждое бронирование», — говорится в документе, представленном регулятором.

Для схемы расчета ставки потребуется принятие поправок в Парламенте, и есть шансы сделать это уже весной.

Кроме того, ставка может быть изменена для интегрированных с туроператорами авиакомпаний, таких как Jet2 или EasyJet.

Еще одно важное направление — секьюритизация платежей. В частности, большое внимание уделяется тому, как туристические компании будут проводить оплаты и хранить средства клиентов.

CAA предлагает два варианта решения. Первый — раздельные счета, которые позволят отделить операционные средства компаний от средств клиентов. Последние фактически будут эскроу-счетами, и доступ к средствам туристов оператор будет получать только по возвращении их из отпуска. Идея еще обсуждается, поскольку такой шаг может негативно повлиять на финансы турбизнеса и сделать его коммерчески нежизнеспособным.

Второй вариант — облигации, которые будут выпускаться на контрагентов туристических компаний. Это позволит использовать средства с «клиентских» счетов туркомпаний для операционной деятельности и вести расчеты с поставщиками.

Кроме того, туроператоры будут иметь возможность страховать свою ответственность в сторонних страховых компаниях, которые установят собственные критерии для определения страховых премий. В случае заключения договора взнос в ATOL может быть скорректирован. При этом страховщики будут обязаны покрывать все те же риски, которые покрывает ATOL.

Формально это напоминает ту систему финансового обеспечения, которая существует в России. Тем не менее, сейчас сложно сказать, не столкнутся ли британские туроператоры с тем, что страховщики будут отказываться от сотрудничества с ними из-за неустойчивости турбизнеса, как это произошло в России.

Рынок поддержал реформу

CAA ссылается на собственный опрос, проведенный среди членов ATOL, и утверждает, что против дифференцированной ставки выступили только 16% участников рынка, которые посчитали фиксированную ставку более выгодной.

Остальные заявили, что им гораздо удобнее выплачивать процент от проданных туров, а не высчитывать коэффициент в зависимости от дестинации, финансовых рисков или масштабов бизнеса.

83% заявили, что сбор в размере 6 фунтов стерлингов за туриста (540 рублей) является оптимальным.

В CAA добавили, что турбизнес может представить свои комментарии до 23 марта, а окончательное предложение будет сформировано к концу 2023 года. Реализация начнется с апреля 2024 года.

«Наша цель — защитить потребителей, повысив финансовую устойчивость как схемы ATOL, так и отрасли в целом, сохранить конкурентный рынок с выбором для потребителей, — цитируют британские СМИ директора по работе с потребителями CAA Пола Смита. — Мы хотим сделать это правильно, и для этого даем возможность отрасли возможность прокомментировать направление реформ и помочь нам в доработке предложений. Мы также работаем с правительством Великобритании, особенно над вопросами, касающимися страхового взноса ATOL, уплачиваемого потребителями».

Почему это важно для России?

Тема страхования ответственности туроператоров перед туристами горячо обсуждается в российском турбизнесе уже много лет, особенно после громких историй с прекращением деятельности крупных туроператоров, таких как «Натали Турс» и Mouzenidis Travel. Тогда туристам удалось получить всего около 5% от первоначальной стоимости туров, и схема ATOL многими приводилась как пример эффективно работающей защиты потребителей.

Между тем, идея создать аналогичный консолидированный фонд, которую активно продвигал Ростуризм, не нашла поддержки у турбизнеса. Участники отрасли посчитали, что не готовы разделять риски между всеми и отвечать за неэффективность одного из коллег. Окончательно этот проект сошел на нет с упразднением Федерального агентства по туризму.

Между тем, опыт Великобритании показывает, что возможность создать сбалансированную и эффективную систему защиты туристов действительно есть. Она заключается в строгой отчетности, оценке рисков и диверсификации финансовых инструментов. Остается надеяться, что регулятор туротрасли со временем сможет применить всю свою экспертизу и создать аналогичную схему и в России.

Фото: Vidar Nordli-Mathisen, unsplash

 

Читайте в Телеграме

 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.