Твое следующее путешествие!

Голос Великой степи: послушайте, как в Туве хранят традиции горлового пения хоомей

0 8

Чтобы попасть в самое сердце Востока, не обязательно ехать в заморские страны — географический центр Азии находится в городе Кызыле

Голос Великой степи: послушайте, как в Туве хранят традиции горлового пения хоомей

Голос Великой степи: послушайте, как в Туве хранят традиции горлового пения хоомей

ГЕРОЙ
Радик Тюлюш

Родился в 1974 году в Солчурском сумоне Овюрского района Тувинской АССР. Певец, композитор, хоомейжи — искусный исполнитель в технике тувинского горлового пения.

Обладатель престижных мировых наград, в том числе лауреат премии BBC Radio 3 Awards for World Music. Организатор и участник группы «Уер», экс-солист группы «Ят-Ха», солист группы «Хуун-Хуур-ту» (четверка тувинских музыкантов была номинирована на «Грэмми» в 1998 году и на BBC Radio Awards в 2008-м). В совершенстве владеет искусством горлового пения и методикой его преподавания.

«Горловое пение — это послания, переданные нашими предками»

— Как бы вы описали и с чем сравнили тувинское горловое пение для неискушенного слушателя?

— Если бы я впервые услышал горловое пение, то для меня встреча с ним стала бы культурным шоком. Эти звуки и вибрации находят отклик в душе человека, помогают осознать некую истину, услышать гармонии, которые до этого он нигде не встречал.

Само искусство пришло к нам из древности, из того мира, который мы давно забыли, но который всегда был рядом. Когда после концерта ко мне подходят люди и рассказывают, что почувствовали нечто, что нельзя выразить словами, я прекрасно хорошо понимаю, о чем они говорят: они прочувствовали связь со своими корнями, со своими предками. Мы все люди и все одинаковы: каждый имеет корни и крепко с ними связан. Те послания, которые наши предки облекали в звуковую форму, доносятся до нас, когда мы слушаем горловое пение. Иными словами, горловое пение — это послания, переданные нашими предками.

— Можете немного рассказать об основных стилях и особенностях хоомея?

— Существует три основных стиля. Первый — собственно хоомей. Этим словом обозначают и название одного из стилей и само явление горлового пения. Второй — сыгыт — высокий стиль, в нем слышны высокие тона, звуки, похожие на звучание флейты. Третий стиль — низкий, каргыраа — для него характерны очень низкие вибрации и тона.

Еще существует около 10 подстилей, и в сумме с тремя основными они имеют одно название — хоомей. Точного перевода этого термина нет, так как это очень древнее слово. Стили уникальны тем, что человек может извлекать одновременно два, три, четыре и больше тонов, используя при этом альтернативные варианты работы с голосовыми связками. Для каждого стиля характерны свои техники, которые позволяют воспроизводить низкие или высокие тона с помощью сжатия связок.

Еще существуют такие подстили, как борбанадыыр, эзенгилээр, даг каргыраазы, хову каргыраазы, думчуктаар, канзып, хоректээр, чыландык. Также у мастеров бывают свои собственные подстили. Так что можно смело говорить о широком разнообразии именно тувинского горлового пения, для которого характерна имитация звуков природы, животных, а также способность извлекать несколько тонов одновременно, чем собственно и уникально это искусство.

Голос Великой степи: послушайте, как в Туве хранят традиции горлового пения хоомей

Обелиск «Центр Азии» на берегу Енисея в Кызыле — один из символов и наиболее известный монумент Республики ТываЧитайте также

«У каждого свой путь к хоомею»

— Хоомей в XXI веке — музыка нишевая, «не для всех»? Или, наоборот, благодаря новым технологиям она становится доступнее всё большему количеству слушателей? С чего стоит начать знакомство с ним неофиту?

— В наше время благодаря развитию интернета, каждый человек может найти то, что ему нужно. Хоомей и традиционная музыка — это все-таки не мейнстрим, а специальная музыка, которую поймет не каждый. Важно, чтобы не только исполнитель, но и слушатель больше углубился в тему этого явления, больше понимал ее. Начинать нужно, конечно, с того, чтобы прислушиваться к звукам, и желательно, чтобы раннее знакомство началось именно с живого звука, потому что запись не способна передать живую атмосферу звучания. Нужно окружить себя этими мелодиями, пропитаться атмосферой.

Чтобы владеть горловым пением, нужно им жить, понимать работу связок и осознавать то, что хочешь воспроизвести. Потом стоит пойти к учителю, и лучше всего, чтобы это был традиционный исполнитель, а не люди, которые проводят мастерство через вторые руки. Я бы рекомендовал обращаться к традиционным алтайским или тувинским исполнителям и адресовать им свои вопросы напрямую, избегая ситуативных уроков и мастер-классов в сети.

У каждого свой путь к хоомею: кто-то открывает его для себя по рекомендации других людей, кто-то сталкивается с горловым пением случайно, а кто-то целенаправленно его ищет. Но если человек поймет, что хочет овладеть горловым пением, есть источники и люди, которые могут научить ему. Каждый может воспроизвести горловые звуки, если у него есть осознанное желание учиться и хороший учитель, способный доступно объяснить и показать техники воспроизведения.

Голос Великой степи: послушайте, как в Туве хранят традиции горлового пения хоомей

— Вы и сами преподаете горловое пение. Насколько это востребованное искусство и каковы основные трудности, с которыми столкнется решивший ему обучаться?

— Да, я преподаю горловое пение, но кроме меня в Туве, конечно, тоже есть люди, которые обучают этому искусству. Должен сказать, что это достаточно востребованное направление: с каждым годом все больше людей проникаются горловым пением и хотят овладеть им. Люди возвращаются к своим корням и ценят этот вид традиционного искусства.

В начале обучения человек в первую очередь сталкивается с необходимостью понять, как нужно извлекать звук. Самое важное — вокальная техника, особые методы сжатия связок, специальные упражнения. Также крайне важна готовность обучаться, знакомиться с новым и пробовать. Начинать путь в хоомее нужно с осознания того, что тебе это действительно нужно. У некоторых довольно быстро получается обрести базовые навыки, некоторым нужно на это время, но в общем извлечь горловые звуки и даже пропеть некоторые стили получается у всех.

Знания, как сжимать связки, чтобы получить характерный гортанный, горловой звук — основа, с освоения которой могут возникнуть первые сложности. Далее мы переходим к изучению мелодий, ритмов и, конечно, текстов, потому что без них пение теряет какую-либо смысловую нагрузку. Поэтому при изучении тувинского горлового пения важно получать базовые знания тувинского языка.

Читайте также

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.