Твое следующее путешествие!

Детские туры остаются без вагонов-ресторанов

0 9

Есть ли у туроператоров возможность не отменять поездку?

Детские туры остаются без вагонов-ресторанов

Организаторы детских туров в регионах столкнулись с проблемой: дефицитом вагонов-ресторанов в поездах дальнего следования, из-за чего поездка может не состояться. Об этом Profi.Travel рассказала директор компании «Профцентр» (г. Самара) Елена Мартыненко 7 июля.

Групповые детские туры под угрозой?

Дело в том, что, согласно требованиям Роспотребнадзора, организаторы детских туров обязаны обеспечивать группу в дороге питанием каждые четыре часа. Этот вопрос всегда решался прежде всего за счет вагонов-ресторанов. Однако в этом сезоне дефицит железнодорожной перевозки на юг России привел к тому, что компания РЖД направила туда значительные объемы провозных мощностей, включая и вагоны-рестораны. Причем об их отсутствии в составе поезда туроператоры узнают уже после того, как тур был подтвержден, а группа набрана. В результате поездки детских групп из регионов, в первую очередь, в Москву, Санкт-Петербург и другие центры экскурсионного туризма, оказались под угрозой.

«Дефицит вагонов-ресторанов с каждым годом все больше: РЖД вообще хотели их оставить только в туристических и фирменных поездах. Но пока эта идея не реализована, потому что тогда вообще не очень понятно, как организовывать перевозку детских групп, — рассказывает Елена Мартыненко. — В поездах дальнего следования организованные детские группы необходимо кормить горячим питанием по требованиям СанПин. Требования в организации перевозки остаются, а выполнить их все сложнее и сложнее. Если поезд, на котором едет детская группа, по какой-то причине остается без вагона-ресторана, то это может поставить под вопрос всю поездку».

Можно ли договориться с РЖД?

Организаторы детских туров и раньше сталкивались с ситуацией, когда отсутствие ресторана в составе поезда становилось полной неожиданностью. «Туроператоры, которые работают с детскими группами, всегда следят за тем, чтобы в поезде, где едут дети, был вагон-ресторан. Но это еще не гарантия того, что тур состоится, поскольку решение о наличии вагона-ресторана РЖД принимает по нескольким параметрам. И может его отцепить, если, например, сочтет, что в поезде недостаточно мест в целом», — поясняет Елена Мартыненко.

По свидетельству участников туристического рынка, иногда РЖД идет навстречу организаторам туров и после их просьб изыскивает возможности включения вагонов-ресторанов в составы. Как правило, это зависит от размера детской группы. Конкретных критериев нет, говорят эксперты, однако если дети в поезде занимают один вагон и более, и туроператор сообщил об этом заранее, то с большой долей вероятности ресторан к моменту отправления будет подцеплен.

Таким образом, если с большой детской группой вопрос может решиться в пользу возврата вагона-ресторана в состав, то с малочисленной надежд на это крайне мало. И тут у организаторов два варианта: отказаться от тура и вернуть деньги заказчикам или же изыскивать способ соблюсти требования Роспотребнадзора и без ресторана на колесах.

Как организовать питание без вагона-ресторана?

Конечно, по удобству с вагоном-рестораном никакой альтернативный вариант не сравнится, однако обеспечить детскую группу питанием можно и на станциях по пути следования поезда.

«Требования Роспотребназдора к организаторам детских туров — это обеспечение участников групп горячим питанием, и для регулятора важно, чтобы питание предоставлялось и соответствовало требованиям безопасности и санитарным нормам», — рассказывает генеральный директор юридической компании «Персона Грата» и бизнес-омбудсмен в сфере туризма Георгий Мохов.

О том, что питание должно предоставляться непосредственно в поезде, ничего не сказано. Таким образом, организаторы туров могут заключить договоры на обслуживание, которые подтвердят соблюдение этих требований. Однако на деле у этого решения есть существенный минус, объясняет Елена Мартыненко. В отличие от РЖД, здесь порой трудно заранее понять, что это за компания-подрядчик и какого качества питание она предоставит.

«Наборов питания, как это было заявлено ФПК, организаторам детской перевозки пока не предлагают. Есть вариант заключить договор с подрядной организацией, например, кафе на станции, но тут тоже не все просто», — признает Елена Мартыненко. По ее словам, в практике других организаторов детских туров бывали случаи с неприятными последствиями. «Такое питание может оказаться некачественным или элементарно не быть горячим, как того требуют санпины», — признает руководитель компании «Профцентр». При этом важно понимать, что именно туроператор всегда отвечает за предоставленные услуги в рамках тура, даже если их оказывают третьи лица.

А за чей счет банкет?

По словам организаторов туров, как правило, питание в поезде оплачивается только после того, как РЖД окончательно подтверждает, что в нем будет вагон-ресторан, поэтому проблем с возвратом денег сейчас возникнуть не должно.

Впрочем, если об отсутствии ресторана на колесах станет известно позже, то скорее всего будет повторение ситуации, с которой туроператоры столкнулись в «ковидный период»: детским группам запретили выезжать, когда у многих билеты и питание были уже выкуплены. По словам организаторов детских туров, тогда были проблемы с возвратом денежных средств от подрядчиков РЖД — компаний, организующих питание в поезде: в добровольном порядке возвращали не все. Но в конечном итоге, через досудебные претензии или иски в суд, все вопросы удалось решить.

Таким образом, сегодня у туроператоров есть возможность не отменять поездку в любом случае. Однако лучше подстраховаться и тщательно навести справки о компаниях-подрядчиках, с которыми будут заключаться договоры на питание детских групп на станциях.

Фото: Didgeman, pixabay

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.